Повышенный интерес к специальному наращиванию мускулатуры возник в конце девятнадцатого
столетия. Причем мощные мышцы считались не столько средством выживания
или самозащиты, сколько возвратом к древнегреческому идеалу - гармонично
развитому человеческому телу. Древняя традиция поднятия тяжестей превратилась
в современный вид спорта - тяжелую атлетику. По мере своего развития
она приобретала различную направленность. В Европе тяжелая атлетика
стала одним из видов циркового искусства. Появились профессиональные
силачи - люди, которые зарабатывали себе на жизнь различного вида силовыми
аттракционами. Красота тела не имела для них значения, поэтому они тяготели
к наращиванию здоровенных массивных тел.
В Америке же значительный интерес к развитию силы проявился в связи с ее влиянием на здоровье. Это было
время, когда американцы начинали переселяться с ферм и из маленьких городков в крупные города. С появлением автомобиля
увеличилась мобильность, однако образ жизни становился все менее подвижным. К тому же распространение новых технологий обработки
продуктов привело к тому, что население стало употреблять слишком много
некачественных продуктов. К этому надо добавить еще жизнь в условиях
постоянного стресса. На этом фоне и появились сторонники физической
культуры и здорового образа жизни, которые начали борьбу за общее здоровье
и физическое совершенствование. Они выступали за умеренность и сбалансированность во всех аспектах жизни.
Конечно, их идеалом были не пузатые силачи - любители пива.
Им был нужен образец для подражания, человек, чье телосложение воплощало
бы идеи, которые они пытались распространять; некто воплощающий образ
древнегреческого атлета, а не завсегдатая баварской пивной. Такого человека они нашли в лице Юджина Сэндоу
(В отечественной спортивной литературе его имя было русифицировано как
Евгений Сандов) - суперзвезды физической культуры на рубеже столетий.
Сэндоу стал профессиональным силачом в Европе, где успешно соревновался
с другими атлетами, превосходя всех в их собственных коронных трюках.
Он приехал в Америку в 90-х годах прошлого века и получил поддержку
Флоренца Зигфельда, который объявил о нем, как о "самом сильном человеке
в мире", и организовал ему турне. Однако прежде всего Сэндоу выделялся
красотой и гармоничностью своего телосложения. Сэндоу, вне всякого сомнения,
был великолепен.
Он любил демонстрировать себя, и ему нравилось, когда люди смотрели
на его тело и восхищались его силовыми трюками. Он мог обнаженный, прикрывшись
лишь фиговым листком, встать за стеклом витрины и позировать там на
глазах у публики под вздохи женщин по поводу красоты и симметрии его
мускулатуры. Такое воспевание эстетических качеств мужского тела представляло
собой нечто совершенно новое. В викторианскую эпоху мужчины одевались
весьма строго, и лишь очень немногие художники использовали обнаженную
мужскую натуру в своих работах. Сэндоу обладал удивительным обаянием.
Благодаря его популярности резко пошла вверх торговля гантелями и гирями.
Сэндоу зарабатывал тысячи долларов в неделю и создал вокруг себя целую
индустрию, торгуя книгами и журналами. Стали проводиться конкурсы,
на которых измерялись и сравнивались физические данные соперников, а
Сэндоу в качестве награды вручал победителям свою золотую статуэтку.
Но в конце концов он пострадал, переоценив свои силовые возможности.
Рассказывают, что однажды его автомобиль съехал с дороги и
окружающие уговорили Сэндоу вытащить его из кювета одной рукой.
Эта демонстрация силы закончилась тем, что Сэндоу получил кровоизлияние
в мозг. Так прервалась жизнь человека, которому английский король Георг
присвоил звание Профессора физической культуры Его Королевского Величества.
"Русским львом" называли Георга Гаккеншмидта благодаря его выдающимся достижениям в тяжелоатлетическом
спорте. Он одержал победу на российском тяжелоатлетическом чемпионате
в 1898 г., а также побеждал на различных мировых чемпионатах по борьбе.
Он эмигрировал в Великобританию, где нажил состояние. Это был талантливый
человек, умелый оратор и плодовитый писатель, создававший философские
книги, такие, как, например, "Происхождение жизни". Он вел дискуссии
с такими интеллектуалами, как Джордж Бернард Шоу и Альберт Эйнштейн.
Были и другие - профессор Аттила, Артур Саксон, Херман Гомер, Оскар
Хильгенфельдт, У. Э. Пуллум - целая плеяда прославленных силачей, которую
пополнили имена Пола Андерсона, Василия Алексеева и других тяжелоатлетов
наших дней. Одним из тех, для кого занятие физической культурой стало
своего рода религией, был бизнесмен-издатель Бернар Макфадден, человек,
который мог бы послужить примером "пометавшегося на здоровье фанатика".
Для распространения идеи о том, что физическая слабость фактически безнравственна, он основал журнал "Физическая
культура". Позднее он начал издавать газету "Нью-Йорк ивнинг грэфик",
которая была нацелена на аудиторию, обладавшую таким же уровнем образованности,
как и он сам. Макфадден организовал целый ряд конкурсов в Мэдисон Сквер
Гарден на звание "Мужчины с самым совершенным телосложением в Америке".
Первый такой конкурс проходил в 1903 году, и его победитель вместе со званием получил приз - одну
тысячу долларов (в то время это было уже состоянием). И конкурсы, и
журнал пользовались успехом на протяжении десятилетий. Макфадден не
только проповедовал и призывал, но и применял свои идеи на практике.
Каждое утро он босой отправлялся пешком из дома на Риверсайд Драйв в
Нью-Йорке в офис, расположенный в центре города, и появлялся в редакции
своего журнала с обнаженным торсом, являя собой образец здоровья и прекрасной
физической формы, хотя ему было более семидесяти лет. Макфадден, вероятно,
не одобрил бы современный бодибилдинг с его упором на зрелищность, а
не на атлетическое мастерство. Однако он и другие физкультурники сыграли
в эволюции бодибилдинга большую роль. Его конкурсы способствовали возрастанию
интереса к внешнему виду тела, а не просто к силе мышц, и в результате
этих конкурсов появилась суперзвезда, которой суждено
было стать одним из самых знаменитых людей в Америке на предстоящие
десятилетия. Победителем конкурса Макфаддена в 1921 году стал
молодой человек по имени Анджело Сицилиано. Чтобы нажить капитал на
своей растущей славе, этот великолепно сложенный человек поменял
свое имя на Чарльза Атласа и приобрел права на продажу по почтовым заказам
курса упражнений по физической подготовке под названием "Динамическое
напряжение". На протяжении более пятидесяти лет подрастающие мальчишки
видели рекламу этого курса в журналах и комиксах: хилому мальчугану
ногой швыряют песок в лицо, мальчуган посылает заявку на курс по развитию
мускулатуры, а затем возвращается, чтобы поколотить хулигана и отобрать
у него обратно потерянную было свою подружку.
"Эй, хиляк, у тебя торчат ребра!" это стало самым запоминающимся девизом
одной из самых успешных рекламных кампаний в истории. |